Возрастные нормы психического развития детей
от трех до семи лет
С 3-х лет начинается эпоха дошкольного возраста.
Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет".
Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью,
резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат
конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и
независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7)
характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой,
бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен
определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и
заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может
отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это
делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или
развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его
дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо
цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного
возраста.
Только к семи
годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и
задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя
при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от
детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением
дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря
которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие
предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него
есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать
самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях,
символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное
мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и
стремление быть взрослым. К концу дошкольного детства у ребенка
складываются предпосылки нового вида деятельности - учебной. Помните, что
развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе
ребенок должен достичь определенных результатов.
Педагог-психолог Реброва М.Н.